Динамика показателей метапредметных предметных и личностных результатов

You have an old version of Adobe's Flash Player or JavaScript is turned off. Get the latest Flash player. Flag as Inappropriate Please select the category that most closely reflects your concern about the presentation, so that we can review it and determine whether it violates our or isn't appropriate for all viewers. Перегруженность отчётами Обилие ЦУ Разночтения ФГОСов Настроение Авторитарность в преподавании Неумение увязать теорию с практикой Категоричность ЦУ Ошибки в работе Чувство неудовлетворённости Незнание требований ФГОСов Учитель Неумение работать с литературой Риск перегрузок Беспомощность в выборе путей решения вопросов Привычка быть ведомым Завышенный уровень притязаний Неумение формулировать цели Ученик 5 5 Метапредметные Предметные Личностные Требования к результатам освоения основной образовательной программы Результаты образования Развитие «компетентности к обновлению компетенций» Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета — знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, ценностей. Метапредметные результаты освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Личностные результаты Сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся — к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Система образования должна гарантировать всем учащимся возможность достижения образовательных результатов, обеспечивающих их успешную социализацию; гарантировать всем учащимся возможность достижения образовательных результатов, обеспечивающих реализацию разных планов последующего профессионального образования, а также возможность реализации их творческого потенциала; создавать условия для формирования у всех учащихся опыта достижения успехов в различных сферах деятельности. Уровни образованности Образованность — интегрированный результат общего образования, выражающийся в способности личности самостоятельно решать определенный класс проблем на основе использования освоенного социального опыта. Уровни образованности различаются классом проблем, которые способна решать личность. Признание возрастной динамики в становлении ребенка для проблемы образовательных результатов — это, прежде всего, необходимость отказаться от единой и универсальной "всевозрастной" модели описания измерения результатов и перейти к более сложной — многоступенчатой. Необходимо не просто количественно изменяющиеся показатели — а принципиально, качественно различные критериальные комплексы для каждого возрастного периода. Степень соответствия реальных психологических особенностей детей с "возрастными нормами" по наиболее существенным показателям может рассматриваться как один из важнейших компонентов результата деятельности образовательного учреждения. ОПИСЫВАЕМ Предметные результаты Базовый принцип оценки достижения результата - деятельностный принцип, «обучение через деятельность». Описание предметных результатов— через характеристику наличного опыта его учебной деятельности. Метапредметные образовательные результаты К таким результатам можно отнести сформированность у ученика следующих областей культуры: Отличие личностных результатов от индивидуальных Личностные содержат в себе ориентацию всего уклада школьной жизни на возможность получения учеником своего, собственного, уникального опыта переживания широкого многообразия событий и состояний, связанных со школой. Индивидуальные содержат в себе идею возможности достижения учеником индивидуальных целей обучения. Признаки образовательной деятельности, ориентированной на достижение учеником личностных результатов наличие у школьника возможности выбора форм, методов, средств учебной, познавательной, творческой деятельности, а также их сочетаний, представленных в образовательных маршрутах, программах, культурных областях образовательного пространства; интенсивная самооценочная деятельность и постоянная рефлексия, осуществляемые с целью самоопределения и самоактуализации личности; распространение целеполагания за границы области освоения актуальной образовательной программы, выстраивание образовательной перспективы; активное самообразование, понимаемое как расширение школьником границ, определяющих содержание и характер его прямого взаимодействия с образовательной системой. Границы и рамки применения новой системы оценки 1 Постепенное внедрение всех нововведений по этапам, от простого к сложному. Для этого мы разделяем все положения нашей системы на «минимум первого этапа», «минимум второго этапа» обязательная часть и «максимум» часть, внедряемая по желанию и возможностям учителя. Для этого необходимо использовать два средства: обучение самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов, чтобы они могли делать это самостоятельно, лишь при выборочном контроле учителя; внедрять новые формы отчёта только одновременно с компьютеризацией этого процесса, с переводом большей части отчётов на цифровую, автоматизированную основу, что требует свободного доступа учителя к компьютеру, сканеру, принтеру пока руководство не обеспечит учителя подобными техническим средствами, оно не вправе требовать частых и подробных отчётов; они в принципе возможны только один раз в учебный год. Запрет на любые формы и способы, которые превращали бы систему оценки в «кнут»: нельзя допускать резкого увеличения числа контрольных работ, запугивания учеников возможными плохими отметками «Вы не справитесь с контрольными государственного стандарта! Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса. У каждого должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию — на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний. Например, если ученик на контрольных работах выбирает только необходимый, а не повышенный уровень заданий, он имеет на это право, но можно предлагать: «Молодец, с этим справляешься, попробуй более сложные задания». Личностные результаты в основном фиксируются неперсонифицированно, только по классу в целом. Нельзя допустить, чтобы кто-то из учеников получил оценку: «у тебя «два» по нравственности, «незачёт» по патриотизму» и т. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ? В таблицах образовательных результатов предметных, метапредметных, личностных и в «Портфеле достижений». Таблицы образовательных результатов составляются из перечня действий уменийкоторыми должен и может овладеть ученик. Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя в бумажном и электронном вариантах. В них выставляются отметки баллы или проценты в графу того действия умениякоторое было основным в ходе решения конкретной задачи. Необходимы три группы таблиц: таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов; таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов; таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу. Она заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику. Отметки заносятся в таблицы результатов: Обязательно минимум : за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы один раз в год — обязательноза предметные контрольные работы один раз в четверть — обязательно. По желанию и возможностям учителя максимум : за любые другие задания письменные или устные — от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения. Группы результатов по методам оценивания Учебный портфель портфолио Технология, которая может быть использована как основа индивидуального маршрута обучения. Набор материалов, которые учащийся собирает по ходу работы над модулем проектом, учебным исследованием, при подготовке к написанию сочинения, сдаче экзамена и т. «Накопительная» функция Основные разделы «Портфеля достижений»: показатели предметных результатов контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам ; показатели метапредметных результатов; показатели личностных результатов прежде всего во внеучебной деятельности. Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Модельная функция — индивидуальный образовательный проект КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие — по желанию, за тематические проверочные работы — обязательно. За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной контрольной работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней успешности. Необходимый уровень базовый — решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия раздел «Ученик научится» примерной программы и усвоенные знания, входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе. Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо. Повышенный уровень программный — решение нестандартной задачи, где потребовалось: либо действие в новой, непривычной ситуации в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы ; либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету. Умение действовать в нестандартной ситуации — это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» решение задачи с недочётами. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ? Итоговая оценка — на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов. Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по результатам промежуточной итоговой аттестации обучающихся. Результаты промежуточной аттестации, представляющие собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся, отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. Результаты итоговой аттестации выпускников в том числе государственной характеризуют уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования. Государственная итоговая аттестация выпускников осуществляется внешними по отношению к образовательному учреждению органами, т. Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на ступени основного общего образования в соответствии со структурой планируемых результатов выступают планируемые результаты, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» всех изучаемых программ. Какие нужны новые формы и методы оценки? Приоритетными в диагностике контрольные работы и т. Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. Предложенная «Школой 2100» диагностика метапредметных результатов является педагогической, ею может воспользоваться любой учитель в отличие от психолого-педагогической диагностики, которую осуществляет школьный психолог. Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах диагностическая работа, результаты наблюдения и т. В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ: работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику. Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как: целенаправленное наблюдение фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрамсамооценка ученика по принятым формам например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельностирезультаты учебных проектов, результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников. Предлагается принципиально переосмыслить, а по сути изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу так называемую «пятибалльную». Подобный подход ориентирует на поиск неудачи, отрицательно сказывается на мотивации ученика, его личностной самооценке. Вместо этого предлагается переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровневого подхода» — решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловных успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться. Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. Мыследеятельностная педагогика теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку 4. Развитие метапредметной компетентности через реализацию программы "Развитие исследовательской деятельности для основной общеобразовательной школы 1—9-е классы 5. «Жизнь на уроке должна стать подлинной, или Метапредметный подход в обучении и универсальные учебные действия» 6. «Метапредметный подход как ядро российского образования».

См. также